Изменения начинаются с первого шага и смелости его сделать
Такие личностные качества, как трудолюбие, исполнительность, активность и настойчивость — это своего рода знаки качества. По случаю Месяца мужского здоровья мы беседуем с Тимо Симонлацером, генеральным директором Borealis и бывшим лучшим лыжником, который, основываясь на своем личном опыте, призывает нас цени эти качества, тренировать способность слушать тело и реагировать на изменения.
Статья опубликована в журнале Jooksja (ноябрь 2022 г.). Текст Кармен Кауквер Фото частная коллекция, EADSE
Мы встречаемся с Тимо в офисе Borealis с чудесным видом в Юлемисте, где можно опробовать массажные кресла, которые благодаря новейшим технологиям реалистично имитируют движения руки массажиста, позволяя расслабиться от ежедневного стресса и восстановиться после тренировок. Прежде чем начать свой бизнес, Тимо на протяжении многих лет профессионально занимался спортом, в частности лыжными гонками, и даже представлял Эстонию на чемпионате мира и зимних Олимпийских играх в Ванкувере.
Вы завершили спортивную карьеру в 2015 году. Сколько спорта в вашей текущей жизни?
Я по-прежнему занимаюсь оздоровительным спортом, но он имеет тенденцию быть хаотичным. Есть много преимущество в физическом и эмоциональном плане, поэтому если пропустишь неделю или даже несколько, все равно возвращаешься к спорту. Зимой я по-прежнему люблю заниматься лыжным бегом, иногда катаюсь на роликах или играю в хоккей. Летом я обязательно езжу на велосипеде, помимо каякинга или пеших прогулок.
Как вы попали в спорт и мужскую команду?
Я активно учился в школе и физкультура была одним из моих любимых уроков, там можно было быть нестандартным: бегать, прыгать и делать все, что хочешь. Недалеко от дома в Тамсалу легендарный тренер по лыжам Арво Орупёлд начал тренировать детей. В той группе было много физически активных игр, появились друзья, чувство сопричастности, и так я начал заниматься спортом. Когда пришла зима, мы начали кататься на лыжах. В какой-то момент я понял, что хорош в этом. Лагеря в северной Финляндии и Австрии – предложили сменить школу.
У моего тренера Арво Орупольда случился инсульт, он больше не мог тренировать. Через некоторое время, в 2006 году, он умер. Для меня это был плохой год, и результаты упали. Заметивший меня Мати Алавер подтолкнул меня к выбору: посвятить себя больше деятельности спортсмена или деятельности обычного человека и предложил мне возможность тренироваться с мужской командой. Я принял предложение. Так я больше, чем раньше, посвятил себя профессиональному спорту, а учеба на экономическом факультете в Тартуском университете зашла в тупик.
Что вам в подростковом возрасте нравилось в спортивных лагерях и поездках, что было сложно?
Спортивные соревнования на высшем уровне отнимали огромное количество времени, но при этом делали жизнь насыщенной. Я очень люблю географию, карты и разные места в мире. Лыжный спорт расширил мир и сделал возможными путешествия. Мне было морально трудно успевать за учебой. Успеваемость у меня была неплохой, но мне постоянно казалось, что я не успевал. Иногда был страх опоздать на старт. Все время была большая спешка, которая, к сожалению, в наши дни норма.
Что заставило вас отказаться от профессионального спорта?
Это было довольно интересно. В Силы обороны я пошел служить в 2011 году, числился в спортивной группе в штабе и батальоне связи, это дало хороший результат и это был очень хороший стабильный год. После службы мое желание было настолько велико, что из-за перегрузки я получил тяжелую травму спины, которая не позволила мне тренироваться. В какой-то момент я даже разозлился на систему, потому что тренировался годами, но когда я получил травму, мне пришлось обратиться за помощью самому, служба поддержки была с изъянами. К счастью, Мати Алавер все же помог найти анестезиолога, который с помощью эпидуральной анестезии устранил воспаление и боли. Из-за травмы 2014 год сложился настолько неудачно, что я не был в сборной и не попал на зимнюю Олимпиаду в Сочи.
Желание продолжать тренировки было велико, ведь это были мои лучшие годы в карьере лыжника. В 2015 году я продолжил тренироваться с Айваром Рехемаа под руководством Анатолия Шмигуна. Я усердно тренировался, но осенью почувствовал некий упадок сил. Чувство долга не позволило мне отменить спортивные лагеря. Поскольку я был вне сборной, мне пришлось самому искать спонсоров. Уйти на отдых я не мог, потому что меня спонсировали болельщики.
Потом я заболел серозным отитом, антибиотики не помогли, анализы крови были плохими, а показатели печени указывали на перетренированность. Я взял недельный перерыв, но, как оказалось, это было только начало — у меня появилось аутоиммунное заболевание, гипотиреоз. Я был слаб, подниматься по лестнице было утомительно, утром не мог проснуться, ноги болели от молочной кислоты, одышка, начались психологические проблемы, боли в груди, я не мог дышать.
Мораль в том, что я не слушал свое тело, я разрушал себя, и моя иммунная система отказала. Я был слишком требователен к себе и безумно добросовестен. Заболевание щитовидной железы повлияло на работу мозга, и начались проблемы психического здоровья. У меня внезапно случилась паническая атака, сильное сердцебиение, пульс был 180, и я даже несколько раз вызывал скорую. Мне прописали курс антидепрессантов, и они на какое-то время помогли мне. Однако больше я их не принимал, хотя проблемы и возвращались несколько раз. Сейчас я стараюсь победить проблему другими способами.
Где вы находите облегчение или помощь?
Нет ничего лучше, чем слушать ваше собственное тело. Если вы можете услышать его, у вас есть вся необходимая информация. Однако услышать свое тело можно только тогда, когда мы находимся в настоящем. Часто мы пребываем где-то в прошлом или будущем. Необходимо прийти к точке, где вы будете в настоящем моменте. Вспоминая тот день, я вижу, что у меня был очень трудный и напряженный день, было полно дел. Моя задача — замедлиться. Трудно присутствовать в настоящем, потому что в голову закрадываются мысли о будущем или преследуют события прошлого, и в результате невозможно успокоиться.
Мне очень помогло освобождающее дыхание. Почему я не знал о нем во время своей спортивной карьеры? Мы напрягались, пыхтели, ревели, но с освобождающим дыханием получаешь совсем другие ощущения: тело покалывает, чувствуешь энергетический заряд, после чего наступает полное блаженство, тишина, присутствие. Во время соревнований, а также при переутомлении организм переходит в режим «бей или беги». Каждый день важно 80% времени отдыхать и переваривать пищу, делать дела осознанно, спокойно и углубленно. Тогда дыхание, пищеварение и восстановление идут лучше.
Вы уже много лет руководите Borealis-Эстония. Как вы пришли в бизнес?
Я был предприимчивым, еще когда учился в школе. В 2015 году я сменил профессию, когда в спорте дошел до физического краха и меня охватило огромное чувство стыда за то, что я подвел всех и сломал себя. Я завершил спортивную карьеру. Все освободившиеся силы и время я решил направить в развитие бизнеса.
Моя миссия – способствовать развитию осведомленности жителей Эстонии о здоровье, прежде всего посредством профилактики. Очень часто человек начинает интересоваться вопросами здоровья только после несчастного случая, болезни или травмы, что является следствием перетренированности, работы в вынужденном положении или переутомления. Массажные кресла помогают предотвратить эти проблемы. Я очень рад, что работодатели все больше понимают, что человеку, который качественно выполняет работу, необходим и качественный перерыв для отдыха.
Как ваша спортивная карьера повлияла на вас как на руководителя компании?
Спортсмены — хорошие работники, они привыкли много работать, но ими нужно хорошо управлять, чтобы они не переутомлялись, иначе они перегорают. Именно так я и поступил, все освободившееся от спорта время и силы вложил в дело и не дал времени оправиться от болезни. В 2019 году умер мой отец, после чего наступил период траура. Я дошёл до психического коллапса. Однако в конце концов я пришел к осознанию того, что в жизни невозможно получить все. Я начал заниматься саморазвитием, дыханием, медитацией, йогой и тому подобным. Учусь по книгам, участвую в видеотренингах.
С тренировками попроще: тренируешься, достигаешь цели, потом прием пищи, отдых, сон, все это также является частью тренировочного плана. Там даже есть дневной сон. Но в бизнесе всегда больше задач, недостигнутых целей, горящих сроков, нервная система напряжена. Теперь, когда цель достигнута или задача в компании выполнена, я сознательно останавливаюсь и думаю об этом приятном ощущении. Я также осознаю, что своей спешкой и энтузиазмом я также давлю на сотрудников, поэтому стараюсь следить за собой и сотрудниками и не напрягать нас.
Что бы вы хотели добавить в заключение?
Я сам пережил как физический, так и психический коллапс, и я до сих пор переживая его последствия. Вначале я совершил большую ошибку, взяв на себя роль жертвы. Именно стыд и вина заставляли меня чувствовать себя жертвой, что мои эмоции не зависели от моих действий. Когда человек берет на себя роль жертвы, это начало нисходящей спирали. Чтобы этого избежать, нужно иметь смелость признаться в ситуации самому себе и поговорить с близким человеком, другом или психологом, так называемым человеком поддержки или тренером, тут нужен разговор по душам. Он помогает.
Но часто у нас возникает чувство неполноценности или стыда, мы не решаемся признаться или высказаться. Тогда мы застреваем в себе, открывая врата нисходящей спирали. Возникает ощущение, что нет ничего плохого в том, чтобы рисковать жизнью или приобретать саморазрушительную привычку. За каждым изменением стоит первый шаг, и он начинается с мужества!